Алексей Зотьев

Мец Егерн. Великое злодеяние

«Человечество пережило в прошлом веке три великие неслыханные трагедии: первый геноцид ХХ века поразил ваш армянский народ — первую христианскую нацию — вместе католиков и православных, ассирийцев, халдеев и греков. Были убиты епископы, священники, другие деятели культа, женщины, мужчины, старики и дети и даже беспомощные больные» - данные слова прозвучали из уст папы римского Франциска во время его визита в Армению в апреле 2015 года. Впервые в истории папа римский назвал события, произошедшие на территории Османской империи в период 1915-1923 годы геноцидом, чем, ожидаемо, вызвал волну негодования среди высшего руководства Турецкой республики. В ответ Анкара отозвала своего посла из Ватикана, а премьер Турции Ахмет Давутоглу обвинил Святой престол в провоцировании конфликтов. Но это уже совсем другая история.
Вчера, как на территории России, так и на территории ряда других государств, прошли памятные мероприятия, посвящённые 104-й годовщине тех событий, которые определенная часть мировой общественности охарактеризовала как «геноцид армянского народа».
Помню и требую. Под таким девизом в российских городах вышли на митинги не только представители армянского народа, но и те, кто считает важным и необходимым призвать к ответу Турцию, повинную в гибели сотен и сотен тысяч мирных армян – женщин, стариков и детей, убитых на территории Османской империи в начале прошлого века. Политики, общественные деятели, представители других народов, солидарные с армянами в их стремлении призвать к ответу виновников столь масштабной трагедии, пусть даже и не прямых, а их потомков – все они не только напомнили нам об ужасе тех лет, который довелось пережить армянскому народу, но и потребовали раскаяться в содеянном тех, кто может и должен ответить за преступления, совершенные на территории Османской империи.
Казалось бы, прошло столько лет, нет в помине Османской империи, как в принципе нет в живых и участников той трагедии – жертв и их палачей. Но родственники и земляки погибших не оставляют свои попытки призвать к ответу государство, на территории которого стало возможным невиданное доселе по своим масштабам и своей жестокости массовое убийство представителей одной нации, представителей одной веры. Есть ли в этом смысл? Может согласиться с тем, что время всех примерило и жить дальше, смотря в будущее и не оглядываясь в прошлое, каким бы трагичным оно не было? Но как можно забыть, как можно предать память сотен и сотен тысяч убитых, замученных, растерзанных соотечественников, брошенных на плаху только из-за того, что кто-то решил очистить территорию от иноверцев, которые не спешили становиться османами и боролись за свою культуру, свою историю и свои традиции? Нет, подобное забывать нельзя. Нельзя подобное и оставлять без наказания. И движимые пониманием данной истины, истины неоспоримой, десятки и сотни тысяч людей вышли вчера на улицы множества городов мира, чтобы во всеуслышание заявить о том, что они не только помнят, но и требуют призвать к ответу. И это их право. Право на справедливость, право на возмездие. Право, которое ранее смогли реализовать евреи, добившиеся признания Холокоста, ответственность за который была возложена на Германию, право, которое в недалеком будущем, я на это искренне рассчитываю, смогут реализовать представители других народов СССР – как минимум русские, украинцы и белорусы, которых в период с 1941 по 1945 годы методично и расчетливо уничтожали на оккупированных территориях немцы и их союзники.
На фоне единения тех, кто взывает к справедливости, слышны возгласы противной стороны, пытающейся возложить ответственность за гибель армян на самих армян, которые якобы стремились расколоть страну и помогали врагу, рвущемуся к границам Османской империи, а также истребляли турецкое население, выдавливая его в глубь государства и освобождая те земли, которые именовались Турецкой Арменией. Да и погибло армян не более одного миллиона, а «всего лишь триста тысяч человек». Погибло от «голода, холода, нападений разбойников и междоусобных стычек». Подумать только. Всего лишь триста тысяч человек. Звучит цинично, особенно если учесть что речь идет отнюдь не о военных потерях, образовавшихся в ходе боевых действий.  Женщины, дети, старики, больные люди, не годные к призыву в действующую армию – вот о ком идет речь, когда всевозможные аналитики выводят цифру «реальных» потерь армянского населения Османской империи в период 1915-1923 годы.
Пусть эти выводы останутся на их совести, благо что скрыть правду об истинных масштабах трагедии сегодня уже невозможно. Слишком многие решили докопаться до истины, чтобы поставить точку в вопросе, кто повинен в самой страшной трагедии армянского народа. Но подобный подход меня не удивляет. Истрия помнит как турки уже пытались сделать нечто подобное, возложив ответственность за произошедшее то на курдов, которые хоть и участвовали в резне, но не были основной движущей силой, брошенной турецкими властями на истребление армянского населения, то на султана Абдула-Гамида II, свергнутого младотурками в 1909 году. Теми самыми младотурками, которые стремясь к власти обещали армянскому населению равные права с османами, свободу вероисповедания и право собственности на земли, на которых жили и которые обрабатывали армяне, а по факту превзошли в своей жестокости упомянутого выше султана, уничтожавшего армян без какой-либо цели, исключительно ради устрашения.
Лично я считаю, что период, который армяне обозначают как период истребления, период геноцида, как в принципе и количество его жертв, указывается неправильно. Если описывать всю трагедию армянского народа, проживавшего на территории Турецкой Армении и других регионов Османской империи, то свое повествование нужно начинать на много лет раньше. Не стоит забывать о Хамидийской резне 1894-1896 годов, в результате которой численность армянского населения Османской империи уменьшилась на 500 тысяч человек – часть из них, более 80 тысяч человек, были убиты, часть была вынуждена покинуть места своего проживания, оставив все имущество, и бежать на территорию прилегающих государств. Стоит вспомнить и о событиях 1909 года, произошедших в Адане и унесших жизни более 20 тысяч армян. Событиях, которые так и не были объективно расследованы турецким правительством. И это далеко не все трагичные моменты истории армянского населения Османской империи, которое погибало по вине местных политиков, заболевших идей строительства «Великого Турана», государства, в котором не было места иноверцам.
Я не буду подробно описывать те изуверства, которым подвергались на территории Османской империи армяне во время этнических чисток и так называемого «переселения в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи». Скажу лишь, что злодеяния тех, кто осуществлял гонения на армян – ужасны, а те мучения, которые пережили представители армянского народа – немыслимы. И они имеют право на то, чтобы все произошедшее в указанные годы было названо преступлением. И именно по этой причине я поддерживаю борьбу армянского народа за право, называть события 1915-1923 годов геноцидом, а правительство Османской империи, как султана Абдула-Гамида II и его приспешников, так и руководство режима младотурков, преступниками, совершившими преступления против человечности. Не стоит обходить в данном вопросе и почитаемого турками Мустафу Кемаля Ататюрка, ответственного за резню в Смирне в 1922 году, унесшую жизни сотни тысяч христиан – греков и армян. Все они внесли свой страшный вклад в дело уничтожения армянского народа, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
Так почему же сегодня, спустя 104 года после начала тех страшных событий, так важно заклеймить тех, кто истреблял армянский народ, и призвать население Турецкой республики к покаянию за грехи предков, грехи кровавые, грехи страшные? Нет, поверьте мне, дело даже не в клише, которое повесят на Турецкую республику по факту признания событий 1915-1923 годов геноцидом, и даже не в возможных компенсациях в пользу Армении и ее многострадального народа. Дело в том, что добиваясь справедливости в подобных вопросах, осуждая преступления прошлого, которые остались безнаказанными, мы стараемся оградить себя от подобного в будущем. Лично я верю в то, что осознание того, что наказание за содеянное настигнет тебя даже через десять, двадцать, пусть даже через  тридцать лет, остановит многих и многих политиков от опрометчивых решений. Перспектива войти в историю не в качестве правителя-реформата, а в качестве преступника и палача, проклинаемого и врагами, и союзниками, наверное способно остановить кого-то из тех, кто считает себя вершителем судеб и собирателем земель. И сегодня, помогая армянам в их борьбе за право называть вещи свои именами, мы не только кладем свой взнос на чащу весов, являющихся мерилом добра и зла, но отдаем им свой долг за то, что в свое время не смогли остановить тех, кто уничтожал себе подобных только за то, что они говорят и думают на другом языке и являются носителями другой культуры и других традиций. А завтра, я верю в это, мы сможем объединить свои усилия и призвать к ответу тех, кто методично и распланировано уничтожал славян на территории оккупированных немцами республик Советского Союза. Уничтожал осознанно, освобождая земли от тех, кто так же как и армяне в Османской империи являлись носителями чуждой захватчикам культуры и не вписывались в ту модель мира, которую пытались построить Гитлер и его союзники. В дальнейшем дойдёт и до оценки трагедии сербов, уничтоженных на территории Косово. И это правильно. Так и должно быть. Иначе все повторится вновь и вновь…
Алексей Зотьев
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
А до этих, как его... в общем до того как Армяне пришли туда, где они сейчас, кто жил? Не устроили ли им геноцид случаем? Ещё не хватало вообще устроить праздник против всех войн, что были на веку человеческом. Это же такой абсурд.