Гражданское общество. Заморский фрукт или отечественный нафталиновый экспонат?

Гражданское общество. Знакомое многим россиянам словосочетание. Знакомое, но большинству абсолютно непонятное. Что же действительно может и должно считаться гражданским обществом? И кто вправе сегодня нам давать уроки его создания, указывая на недостатки результатов предпринимаемых нами попыток? На эти простые, на первый взгляд, вопросы многие россияне хотели бы получить такие же простые и однозначные ответы. Попробуем в них разобраться.

Современные отечественные социологи, откровенно говоря, не имеют единого мнения в вопросах понимания гражданского общества. К слову, их зарубежные коллеги, так же до сих пор не имеют единогласия в этом вопросе и раскололись на два лагеря, практикующих два разных теоретических подхода. Одни понимают гражданское общество как определенную стадию развития социума. Другие же, трактуют гражданское общество как совокупность относительно независимых организаций и ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и защищающих его права и свободы. Причем и тем и другим, данные разногласия не мешают считать, что их родное западное, а так же заокеанское общество, уже давно и надежно сформировали и имеют у себя все необходимые гражданские инструменты и институты, позволяющие считать задачу по построению гражданского общества успешно выполненной. Причем эта успешность позволяет им, по их же мнению, закрепить за собой авторство на данный продукт и продавать «лицензию» на его использование своим пока еще «малообразованным» и «диковатым» соседям.


И все-таки, несмотря на множественность подходов, возьмем в качестве основы одну, которая согласуется с подходами наибольшего количества специалистов.


Итак, «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики (Сунгуров, 1999). Как видим из приведенной формулировки гражданское общество базируется на трех основных принципах: соблюдение прав и свобод, гражданская самодеятельность и участие граждан в политике. Понятно вроде бы все, но не всегда, ибо на практике у западноевропейских и американских политиков, отсутствует постоянство во взглядах, а соответственно и однозначность в понимании многих элементов гражданского общества. Рассмотрим это на примере свобод. В отношении результатов референдумов, проведенных в начале 90-х в республиках тогдашней Югославии, то они были сразу и единогласно приняты так называемым демократическим сообществом с признанием вновь образованных по итогам их проведения государств. Однако ничего подобного не получается сказать о результатах референдума 2014 года в Крыму, так как реакция этого самого сообщества была прямо противоположной. Или возьмем совсем свежий пример. Референдум в Каталонии, уже само проведение которого было практически сорвано Испанскими федеральными властями. В данном случае демократическое сообщество вообще не проявило никакой реакции. Казалось бы, во всех трех рассмотренных случаях одна и та же суть вопроса – референдум о независимости. А какие разные реакции. Это что касается свободы. Хотя в части гражданской самодеятельности и участия граждан в политике подобных ярких негативных примеров подобрать вряд ли получиться, что абсолютно не означает отсутствия у западноевропейских стран проблем в данных вопросах. Таким образом, утверждать что на Западе существует развитое гражданское общество, нет достаточных оснований, а значит не могут они выступать в этом вопросе, для кого бы то ни было, ни учителями, ни тем более судьями.


А что же в России с гражданским обществом? А в России, следует признать, что таковое, в полном его понимании – отсутствует. И собственно говоря, мы, как и западные страны, еще проходим школу по его созданию. Вот только опять же возникает вопрос: Кто все-таки должен быть в ней учителем? А учителями здесь должны быть – наше историческое наследие и современный опыт. Да, да. Действительно, для построения развитого гражданского общества нам достаточно просто покопаться в своей же истории и взять из нее, то лучшее, что в свое время уже зарекомендовало себя и было принято и реализовано нашими предками. Родовая память – далеко не последний фактор в успешности любого предприятия. А куда заглянуть то, спросят некоторые. Для начала можно просто – в совсем недалекое советское прошлое, в котором словосочетание «гражданское общество» было отнюдь не пустой звук, а имело довольно емкое практическое содержание. А как же разного рода свободы, а участие граждан в политике? Ведь этого в советском обществе практически не было, - скажут многие. И будут в основном правы. Но вот по части прав и гражданской самодеятельности нам есть что почерпнуть в советском периоде. И почерпнуть немало. А за свободами и политикой пожалуйста – в средние века. А там довольно яркой путеводной звездой сияет известное всем Новгородское народовластие и его Новгородское вече. Нельзя ни в коем случае утверждать, что Новгородское самоуправление было истоком демократических начал. Нет. Были демократии и гораздо в более ранние периоды. Но, если Новгород сравнивать с древними Афинами, Римом и другими знаменитыми античными демократиями, то он им не только не уступал, но в чем-то и превосходил. Так что если хорошенько задуматься над проблемой построения настоящего гражданского общества в современной России, то при приложении определенных усилий, это вполне достижимая цель уже в недалеком будущем. Источники знаний, как мы видим, для этого у нас есть. Дело только за всеобщим народным желанием.


Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.