Социально ориентированные НКО и география!

  

По состоянию на 2016 год, в России по данным Росстата было зарегистрировано свыше 223 тысяч некоммерческих организаций, из них к социально ориентированным причислило себя 143 тысячи 436 организаций. Согласно статистических данных в последние годы наметилось заметное снижение темпов роста числа социально ориентированных НКО. Так в 2016 году прирост зарегистрированных СОНКО, с учетом организаций прекративших свою деятельность, составил 3,4 ед., в то время как в предыдущие периоды эта цифра достигала и 8 и 19 тысяч.

Из имеющихся на сайте Росстата статистических данных о результатах деятельности СОНКО можно извлечь несколько информативных числовых показателей, таких как средняя численность работников на одну организацию и средний объем поступлений на одну организацию. Один только взгляд на значения данных показателей мгновенно убеждает неискушенного обывателя в том, что в отечественном некоммерческом секторе все обстоит довольно неплохо, и можно сказать даже хорошо. Практически 5 работников на организацию и 6 миллионов годовых поступлений это предел мечтаний и практически недостижимые показатели для множества (не поддающегося исследованию) организаций этого сектора. С такими показателями напрашивается вывод о том, что отечественный некоммерческий сектор работает в полном объеме, на все 100% от своей численности.

Однако одновременно с этим существуют результаты исследований, проведенных Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которые утверждают, что всего лишь 10% НКО осуществляют реальную деятельность. Правда, утверждения данного источника касаются только регионов. Нет веских оснований безоговорочно доверять результатам этого исследования, по крайней мере в тех формулировках в которых они изложены, иначе с помощью таких же односложных вычислений получатся еще более впечатляющие цифры численности и поступлений на одну организацию, которые в 10 раз будут превышать предыдущие, что уже никак не соотносится с окружающей действительностью. 

Как же обстоит ситуация на самом деле? На самом деле, как и всегда в России истина находится где-то посередине, то есть получается, что в районе 55%. И подтверждение тому, если постараться, то можно найти в цифрах той же самой статистики за 2016 год, но уже в разрезе регионов. 

Так на долю столичного анклава, а это Москва, Московская область и Санкт-Петербург приходится всего 10% организаций от общего количества зарегистрированных в России. При этом на эти 10% СОНКО приходится 43,4% от общего объема поступлений денежных средств и иного имущества, что в денежном выражении составляет 361,3 млрд.руб. То есть, по объему поступлений наблюдается явный перекос в сторону столичных регионов, что и не удивительно, если учитывать ВРП данных территорий, а так же тенденцию к зависимости некоторых СОНКО от политической конъюнктуры, которая в свою очередь так же всегда тяготеет к центру. Таким образом, те 10% региональных СОНКО, реально осуществляющих свою деятельность, согласно исследований РАНХ и ГС, есть ничто иное, как организации, показатели работы которых сопоставимы с показателями деятельности столичных НКО. По сути, правильным будет их назвать эффективными организациями. Поэтому, если повторить расчеты с вычислением среднего объема поступлений денежных средств на одну организацию, то получим что в столичном анклаве это 25,4 млн.руб., а в регионах – 3,6 млн.руб. Столичное значение и примем за эталонное для определения эффективности работы региональных СОНКО в части привлечения средств. Вычислив с его помощью общий объем поступлений для эффективных организаций, далее вычисляем объем привлеченных средств для оставшейся части зарегистрированных СОНКО. После чего приведя его к среднему показателю привлечения средств региональными СОНКО, получим численность работающих организаций, которая в сумме с ранее принятым количеством эффективных организаций составит 56,2 тыс. НКО или 40,7% от всех региональных СОНКО.

Почему так получается, что региональные СОНКО не просто работают с меньшим количеством ресурсов, но и большая их часть практически вообще не осуществляют деятельности с привлечением каких-либо ресурсов, то есть фактически не действуют. Результирующих факторов в данном вопросе несколько, и главный из них это отсутствие равных возможностей по привлечению тех самых средств. Если не принимать в расчет средства собираемые столичными благотворительными фондами на центральных телеканалах, то теоретически в остальном столичные и региональные НКО должны были бы находиться в одинаковых условиях. Ведь то множество грантовых конкурсов, помимо президентских, которые проводятся коммерческими и некоммерческими организациями открыты и доступны для всех СОНКО, независимо от территориальной принадлежности. Хотя, при всем при этом, прозрачность экспертизы поступающих на конкурс заявок и соответственно их оценки, абсолютно отсутствует. Но главным фактором, все-таки остается – человеческий, а именно кадровый. Региональные СОНКО, находясь в условиях дефицита материальных ресурсов, теряют кадры, а сними и перспективу на развитие организации. После чего многие НКО оказываются в «замороженном» состоянии, а вместе с ним к такому состоянию начинают стремиться и направления в которых данные организации осуществляли свою деятельность, так как диалог «власть – гражданин», более менее эффективно может происходить только при участии СОНКО, ведь именно при их участии процесс этот из временного и несистемного превращается в перманентный. 

В итоге получается, что российский сектор НКО сегодня сильно зависит от географии своей деятельности. И зависимость эта не может быть преодолена общественниками самостоятельно. Без участия со стороны государства, подготовки и применения им определенных процессов регулирования, включая создание в регионах более благоприятных условий для коммерческих предприятий, системно сотрудничающих с СОНКО, процесс децентрализации общественного сектора, обречен и скорее будет напоминать бег на месте.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.