Общество потребления и потребительская корзина

Мы с вами часто слышим, что живем в обществе потребления. Да, мы каждый день что-то потребляем: продукты, услуги, вещи, ощущения. Потребляем, конечно же, не в смысле съедаем, хотя и это тоже, а в смысле получаем, приобретаем. Казалось бы, что в этом плохого. Это естественные для человека действия – удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, работе, удовольствиях. Наши совсем еще недалекие в историческом плане предки из советского прошлого то же удовлетворяли свои потребности, но почему-то их общество именовалось обществом производства. А именовалось оно так потому, что советское общество востребовало своих граждан как производителей. Именно оттуда ведут свою родословную современные госкорпорации и промышленные гиганты, энергетические системы и бескрайние сельхозугодья, все, что до сих пор работает на благо страны. Вот только страна уже другая, и дело здесь не в политическом строе, и не в ее границах, дело в людях, составляющих новое общество. Общество, которое формирует своих членов именно в качестве потребителя. И это неизбежное следствие процессов капитализации и следующей за ней экономической глобализации. Что бы совсем стало понятно при чем тут глобализация, обратимся к трудам знаменитого в советской России Карла Маркса, который впервые употребил слово глобализация и употребил он его в значении «интенсивная международная торговля». Как известно торговля не может существовать и развиваться без потребителя. И что бы это потребление было достаточным для процветания торговли и ее вдохновителей его необходимо возвести в культ, в идеологию, в смысл жизни. Только тогда эта потребительская машина будет работать непрерывно и интенсивно. Ведь современный человек идет на работу не для того чтобы что-то произвести, а для того чтобы в итоге что-нибудь приобрести. И для многих уже не важно, что это будет за приобретение и насколько оно ему необходимо, главное, что оно обладает высокими потребительскими качествами, ну или должно обладать таковыми, если верить его продавцам. А они уж постараются это вам вдолбить в голову, используя для этого все возможные варианты, о которых мы даже и не подозреваем. Нам говорят: «Вы много уделяете времени работе, вы не успеваете жить, не успеваете общаться с близкими. Хватит горбатиться, поезжай с любимыми людьми к морю» И действительно, - думаем мы, - как прав это «заботливый» продавец. И под впечатлением этой «заботы» идем и выбираем очередной пляжный тур. А затем, довольные, что остановились и вспомнили о семье, возвращаемся на работу, что бы отработать уже запланированные затраты. И опять в центре всех наших действий стоит потребление, как цель, как стимул.


Но и здесь мы ошибаемся. Не потребление есть стимул. Продавцы уже давно пошли гораздо дальше и подарили нам более приятные цели и цели эти – удовольствия. Удовольствия от потребления. Неважно нужен ли был тебе новый телефон, вроде и старый еще справлялся со своими функциями и удовлетворял твои потребности. Но ты идешь и приобретаешь новый. Приобретаешь, потому что это сулит тебе букет удовольствий. Удовольствие от обладания вещью, которой у твоих знакомых еще нет, удовольствие от осознания своих возможностей, удовольствие от своего превосходства. Везде и во всем, за всеми нашими приобретениями скрывается жажда удовольствия. Кто-то скажет, - ерунда. На зарплату в двадцать тысяч не до удовольствий при совершении покупок. И на первый взгляд будет прав. При их расходовании вроде одни переживания и мучения. Но стоит перевернуть шкафы, чулан, гараж и чердак, как в списке совершенных ранее приобретений напротив доброй их половины можно будет поставить штамп «бесполезное» или «преждевременное». Значит, удовольствия все-таки были. Даже нищие начинают страдать этой манией. Да, да. Потребительский рефлекс это болезнь, которая принимает форму ощущения пустоты, выход из которой в насыщении теплыми, разнообразными, дающими энергию вещами. Потребляй и будешь чувствовать себя хорошо! Так же в течении этой болезни не менее важна непоседливость, мания перемены мест, движения, смены впечатлений: сидеть неподвижно – все равно, что умереть. Таким образом, потребительство – это социальный аналог психического расстройства – депрессии.


Удовольствие от потребления быстротечно, а иногда и вовсе призрачно. Иногда заполучив желаемое человек понимает, что удовольствием был сам процесс ожидания желаемого. И эта гонка за призрачными удовольствиями будет продолжаться бесконечно. Купил статусную машину – счастлив. Но, первая же серьезная поломка показала, что ты не соответствуешь этому статусу, так как не в силах оплатить ее ремонт. Разочарование? Не тут-то было. Новая цель – более высокий статус. И вот далее как в знаменитой комедии: «Видеть цель, верить в себя и не замечать никаких препятствий». Так он и поступает. На пути к новой цели человек уже не замечает препятствий и верит только в себя. В итоге оказывается один в таком индивидуальном окопчике, пусть и комфортном и хорошо обставленном, но никак не приспособленном к обороне. Где в итоге и погибает в ощущениях удовольствия и в безуспешном поиске счастья. А представьте себе тысячи, миллионы таких окопчиков, где суетятся люди, даже не зная, кто суетиться по соседству, а может уже и не суетиться и давно умер. Это и есть общество потребления, в котором мы сейчас все вместе оказались. Общество, которым легко управлять. И которое не способно к самоуправлению. Отключили свет в окопчике, человек шумит, возмущается и требует от власти принять меры по восстановлению его комфортности пребывания в удовольствии. Только голос его одинок и слаб и его никто не воспринимает. Такой же истеричный шепоток раздается из соседнего окопчика, но и его не слышат. Что-то пробубнил третий окопчик и также затих незамеченным. Чего время терять, кто-нибудь там да разберется, кому делать нечего. И здесь опять маячит призрак потребления, который не дает человеку правильно оценить ситуацию и рационально на нее отреагировать. Зачем объединяться и контролировать работу нерадивого исполнителя, зачем корректировать чиновника в решении кадровых вопросов, зачем понуждать депутата к приведению закона в соответствие с реалиями жизни. Ведь это длительные процессы. А результаты трудно прогнозируемые. Когда же он делая все это сможет зарабатывать на удовольствия и наслаждаться ими? Можно рисовать эту картину много дальше, до размеров панорамы, мрачных красок, к сожалению хватает. Но не будем этого делать. Лучше поищем решение этой задачи.


Потребительская корзина – это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, который используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума). Существует различные потребительские корзины. Так, например, потребительская корзина для расчёта индекса потребительских цен в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции – 250, Англии – 350, Германии – 475, России – 156. Судя по значительно меньшей загруженности нашей потребительской корзины, удовольствий в ней не так уж и много, чтобы захлестнуть человеческое сознание. Значит, возможно, в ней и содержится выход. Возможно она может стать тем ограничителем желаний, который высвободит наши силы и время для производства. Производства культуры, производства искусства, производства духовности, производства морали. А при успехах в этих отраслях не заставит себя долго ждать и индустриальное производство, которым так славились наши деды и прадеды, через которое закалялась не только сталь, но и характеры, крепли не только руки, но и страна и ее государственность.


Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.