Эффективность деятельности НКО. Грантовая система

  

Ресурсообеспечение своей деятельности – вот вопрос, который никогда не дает расслабиться подавляющему большинству российских СОНКО. Миллиарды рублей, которые согласно данным Росстата, вращаются в некоммерческом секторе, почему-то преимущественно проплывают мимо этого большинства. Почему так происходит? Первая и главная причина такой «гидродинамики» – это хроническое безденежье этого самого подавляющего большинства представителей некоммерческого сектора. Вторая причина – это недостаточная подготовленность его кадрового ресурса, которая собственно вытекает из первой и образует с ней довольно прочно замкнутый круг. И этот замкнутый круг практически не оставляет им шансов стать исполнителями социальных проектов, финансируемых коммерческим сектором страны, так как не позволяет им заработать сколь-нибудь высокие показатели в применяемой коммерсантами, на свой лад и манер, сложной и одновременно очень избирательной системе оценки деятельности некоммерческих организации с ее неисчислимым количеством экономических индексов и коэффициентов. Появившаяся на этом фоне возможность получения некоммерческими организациями для достижения своих уставных целей средств государственной поддержки в форме президентского гранта, для некоторых их них может быть тем самым инструментом, который поможет разрубить этот «заколдованный» круг и обрести новые перспективы деятельности.

В тоже время, внедрение механизма грантовой поддержки потребовало, от лиц его реализующих, выработки понятного и логичного механизма оценки эффективности деятельности СОНКО в отношении к реализации конкретных социальных проектов, заявляемых ими на конкурс. Отражением результата этой работы стал п.31 Положения о конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, которым установлено 10 критериев оценки предоставляемого на конкурс проекта:

- Актуальность и социальная значимость проекта;

- Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам;

- Инновационность, уникальность проекта;

- Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов;

- Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта;

- Масштаб реализации проекта;

- Собственный вклад организации и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития;

- Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности;

- Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности;

ü Информационная открытость организации.

Как видим, при отборе участников по программе президентских грантов, критерии оценки преимущественно ориентированы непосредственно на оценку проекта (7 пунктов) и относительно поверхностно на оценку деятельности самого заявителя (3 пункта). При этом критерии довольно четко сформулированы, понятны и информативны. Экономические показатели деятельности организации-заявителя, как видим, прямо вообще не рассматриваются, что с одной стороны повышает шансы небольших или молодых организаций на победу в конкурсе. Но, с другой стороны, в заявке эти показатели присутствуют, а значит будут приниматься экспертами конкурса во внимание, при оценке одинаково эффективных проектов. Здесь стоит отметить, что заявка содержит очень много информации для детального изучения предлагаемого к реализации проекта, что слабо соотноситься с низкими количественными показателями их оценки. 

Например, возьмем критерий, сформулированный как «Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта». Если рассматривать его отдельно, то никаких вопросов не возникает. Как вопрос со стороны грантодателя – он абсолютно понятен и логичен. Но если посмотреть на него через призму самой грантовой заявки, то логичность его оценки в 1,5 балла начинает вызывать сомнения. А именно. Заявитель в разделе «Бюджет проекта», который по своей сути представляет собой калькуляцию расходов на реализацию проекта, должен обосновать каждую статью расходов, для чего она необходима и одновременно подвести расчет под каждую цифру. Ведь даже просто аренда помещения может отличаться по своей стоимости в пределах одного города в 2-3, а то и более раза. Так как она зависит от целого ряда факторов. Это и район города, и степень общественной доступности, и степень благоустройства. Даже в одном здании это могут быть разные суммы, в зависимости от этажа расположения или стороны фасада. Расписать все это в примечании к строке сметного расчета практически невозможно, да и нецелесообразно ибо практикуя такой подход в скором времени грантодатель придет к выводу, что такие цифры необходимо будет подтверждать отчетом о стоимости арендной платы, выполненном независимым оценщиком. И это могут оказаться не сатирические фантазии, как можно подумать на первый взгляд. Этот путь уже давным-давно пройден в процессе бюджетирования государственных и муниципальных организаций. А ведь в основе грантовой системы лежат бюджетные средства, а значит подобное развитие вполне реально и для грантополучателей. Таким образом, логичность к данному критерию возвратиться, если оценивать его, как в прочем и все оставшиеся, по более высокой бальной шкале, что позволит экспертам давать оценку с учетом всей предоставленной заявителем информации. Так, сегодня в целом по 10 критериям организация, участник конкурса, может набрать максимально 10 баллов. Реализуя в дальнейшем такой доскональный подход, правильным будет оценивать проект по 50- или 100 бальной системе. Либо, что исходя из ранее сказанного более логично, упростить требования к обоснованию затрат. И все-таки, несмотря на недоработанность многих оргвопросов, система президентских грантов – это однозначно хороший шанс для социально ориентированных НКО на получение финансового обеспечения и воплощения в жизнь своих социальных идей и целей, на которые они были ориентированы при своем создании. 

Начиная с 2013 года объем бюджетных ассигнований на грантовую поддержку НКО постоянно и существенно растет. Учитывая данные статистики, которые свидетельствуют об очень высоких темпах роста доли средств коммерческого и частного секторов в общих объемах бюджетов отечественных СОНКО (305,3 миллиарда рублей в 2016 году), и пока еще отстающие от них темпы роста объемов президентской грантовой системы, логично предположить, что, скорее всего, рост бюджетных вливаний в социальный некоммерческий сектор в среднесрочной перспективе продолжиться.

На этом фоне наличие относительно четкой и понятной системы отбора грантовых заявок, является еще одним дополнительным привлекающим фактором для участия в грантовых конкурсах все большего количества организаций, что собственно говоря, подтверждается цифрами. Так в 2016 году в конкурсах на получение президентского гранта приняло участие 15704 организации или 11% от общего количества зарегистрированных социально ориентированных НКО. 

Итак, возможность участия в президентских грантовых конкурсах для региональных и местных общественных организаций несомненно способ не только воплощения своих идей по решению социальных проблем, но и повышение уровня квалификации сотрудников, приобретение необходимого для них опыта реализации более крупных проектов, создание положительного имиджа организации, формирование личного списка достижений и получение серьезных шансов на победу в грантовом отборе коммерческого сектора, где сегодня превалируют столичные НКО. Таким образом, грантовая президентская система, по сути, может работать еще и как школа НКО для начинающих свою деятельность организаций. Причем школа не только с социальным, но и с патриотическим уклоном. И отсутствие на данном этапе собственных финансовых ресурсов у организации не столь критично. Так как в качестве вклада в проект принимаются и трудодни. Хотя возможность привлечения дополнительных частных пожертвований существенно облегчит достижение целей и задач заявляемого проекта, так как обеспечит возможность качественной корректировки заложенных в программу проекта мероприятий. Дополнительные внебюджетные средства в данном случае создают определенную свободу действий в части реализации сопутствующих проекту мероприятий, направленных на достижение тех же целей, но с использованием иных механизмов, не предусмотренных программой проекта при его подготовке. 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

   

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.