Русская Община (russiancommun) wrote,
Русская Община
russiancommun

Пару слов о «Викинге» и поисках величия России

Нет, фильм я не смотрел, признаюсь честно с первых строк. Да и речь собственно пойдет не о нем. Меня больше волнует дискуссия, которая разгорелась после выхода фильма в прокат, как в сети, так и на страницах ведущих СМИ. Дискуссия, которая в очередной раз расколола наше сообщество на два лагеря. Точнее на три, так как в любом споре есть равнодушные, но речь сегодня собственно пойдет не о них.

Родные моему сердцу россияне спорят о том, является ли данный фильм шедевром современного киноискусства, объективно описывающим жизнь, быт и нравы наших предков, либо это откровенный плевок в лицо каждому, кто считает себя русским и чтит свою культуру и историю. В сети появилась петиция, подписав которую граждане требуют запрета проката данного фильма. Изначально тупиковый спор. Сложно судить, хорош и историчен этот фильм, либо он полон передергиваний, искажений исторических фактов и художественного вымысла. Причина того, что данный спор ни к чему не приведет банальна. Мы не знаем своей истории, и любое суждение по поводу нашего далекого прошлого – субъективно. И это печально. Как можно судить об историчности данного фильма, если есть те, кто считает, что до крещения Русь была чуть ли не дикой степью, населенной исключительно темными людьми, без культуры и письменности, и есть те, кто считает, что крещение уничтожило нашу культуру и отбросило Русь в своем развитии на много веков в прошлое? Парадоксально, но сторонники и одной и другой теории приводят в защиту своей точки зрения весомые аргументы. Более того, обе версии имеют своих последователей, которые довольно многочисленны. И именно очередной виток противостояния сторонников данных противоположных теорий мы вынуждены наблюдать после выхода в прокат фильма «Викинг».


Удивительно, что такое неоднородное общество как российское вступило в битву вокруг истории древней Руси, при этом, не удосужившись разобраться в объективности изложения истории более поздних периодов. Я не стану говорить об эпохе Петра Великого, которую каждый второй трактует по своему, и Николая  II, то ли милосердного, то ли слабохарактерного царя. Живых свидетелей тех эпох уже не осталось. Но к моему удивлению, мы не можем прийти к единому мнению и по поводу оценки более поздних периодов истории нашей страны. Ежедневно большое количество людей спорит по поводу того, кем же был Иосиф Сталин, кровавым тираном либо гениальным правителем, и какой вклад в развитие нашей страны он внес. Несмотря на то, что еще есть живые свидетели той эпохи, более-менее объективной точки зрения по данному вопросу у нас так и не сложилось. Более того, мы наблюдаем, как довольно большие массы населения начинают преподносить нам Михаила Горбачева в качестве человека, давшего России свободу, а Борис Ельцин преподносится великим реформатором, память о котором должна быть увековечена повсеместно. И этим людям плевать на то, что десятки миллионов выживших в период правления Ельцина кричат со всех трибун о том, что это не так. Они методично делают свое дело, строя Ельцин-центры, в том числе и за бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков, и продолжают нагло переписывать тот период истории, свидетели которого ныне живы и здравствуют. Мы позволяем писать и издавать в России книги, которые нагло перевирают ход Великой Отечественной войны и выставляют СССР в качестве агрессора, захват Европы которым и предотвратил Гитлер, но при этом продолжаем ежегодно ходить на Парад Победы 9 мая, и встраиваемся с портретами наших славных предков в стройные ряды колон Бессмертного полка. И когда находится тот, кто начинает возмущаться, его тут же резко осаживают, заявляя о том, что у нас свободная страна и любая точка зрения достойна не только внимания, но и общественного обсуждения.


Печально. Пока мы спорим об историчности костюмов и амуниции в фильме «Викинг» у нас на глазах нагло переписывают историю обозримого периода России, но нас мало это волнует.  Главное чтобы киношный князь Владимир соответствовал образу православного святого, а волхвы выглядели как умудренные опытом и высшей мудростью старцы. И бог с ним, что через двадцать лет наши дети и внуки будут говорить о том, что Сталин был кровавым тираном, уничтожающим советский народ и посягнувшим на независимость Европы, а Ельцин был великим реформатором, проложившим для нас, совков и ватников, дорогу в светлое капиталистическое и демократическое будущее. Меня это пугает больше, чем какое-то несоответствие костюмов в игровом и одноразовом фильме «Викинг».

Но больше всего меня удивляет и обескураживает привычка нашего населения искать величие России в прошлом. Нет, разумеется, история дает нам массу примеров для подражания и учит многому, но далеко не всему. Нельзя брать из прошлого только хорошее, напрочь отказываясь признавать, что было и плохое. Вытягивая на свет божий исключительно яркие и положительные моменты из нашего общего прошлого, мы неизбежно извлекаем из прошлого и то плохое, что предшествовало хорошему или сопровождало его. И это наша история. Она настолько наполнена белыми пятнами, что каждый видит в ней исключительно свое, в силу своего мировоззрения и миропонимания. Те, кто ищет величие России в прошлом, не понимают, что для того, чтобы узреть его в будущем, нужно строить его в настоящем. Ежедневно. Почему нужно снова и снова перелопачивать и переиначивать биографию князя Владимира, и без того противоречивую, а не попытаться узреть величие нашей страны через биографии Королева и Гагарина, героев, внесших неоценимый вклад в покорение космоса?


Единственное, что меня искренне пугает в фильме «Викинг», который я не смотрел, так это его бюджет. Судя по всему, наше правительство решило все социальные, образовательные и культурные проблемы страны, что может вкладывать деньги в игровое кино, суммарный бюджет которого составил 1,2 миллиарда рублей. Игровое кино. Исторические факты, в субъективной подаче сценаристов и режиссеров, богато разбавленные художественным вымыслом. Представьте, сколько за эти деньги можно было издать качественных книг, рассказывающих школьникам об истории нашего государства, объективно, без политических и религиозных акцентов, и издать документальных фильмов? Сколько документальных фильмов, по настоящему хороших, которые хотелось бы не только посмотреть второй раз, но и порекомендовать для просмотра друзьям и знакомым, вышло в эфир за последние годы? Я не могу назвать Вам ни одного. Мало кто хочет вкладываться в то, что несет, прежде всего, просветительскую нагрузку и не гарантирует кассовые сборы. 


Не могу не упомянуть в  данной публикации и другой фильм, выход в прокат которого так же вызвал в сети жаркие споры. Картина, получившая статус «народной» - «28 панфиловцев». Бюджет фильма, не менее масштабного, уложился в более скромные 150 000 000 миллионов рублей, что не помешало ему при этом выбиться в лидеры проката и собрать 384 000 000 рублей. Удручает одно. Деньги на фильм собирали буквально всем миром, а его создатели, убеждали, что это сугубо не коммерческий проект, который после окончания проката будет выложен в свободном доступе для скачивания и просмотра всеми желающими. Фильм ушел из проката 26 декабря, но по-настоящему народным так и не стал. Вместо этого 26 декабря фильм стал доступен для покупки в онлайн-магазинах Google Play, iTunes и Okko.tv. Но создатели фильма продолжают настаивать на том, что когда-нибудь, когда к ним вернутся авторские права на ленту, они все же выложат его в свободном доступе. А как быть с правами тех 35086 граждан, которые перечислили на создание фильма около 35 миллионов рублей, в надежде, что проект станет народным и фильм появится в свободном доступе? Сложный вопрос. Жаль, искренне жаль, что народный проект превратился в сугубо коммерческий. Но сам фильм, разумеется, хуже от этого не стал. Его я нисколько не критикую. Мои эмоции касаются лишь тех, кто заработал там, где зарабатывать не планировалось изначально.


В общем, неисторичность костюмов в фильме «Викинг» на фоне других проблем меня не пугает совершенно. В поселке Трудовом Приморского края 4 января загорелся двухэтажный коттедж. Горел частный детский сад, внутри которого находились дети.  Прохожие стали снимать пожар на видео и лишь один бросился спасать из огня женщину и детей. Вот это по-настоящему страшно. Один спасал, остальные снимали на видео. Нет, если быть объективным, был еще и второй. Он выбежал из своего дома в том, в чем был одет и попытался прорваться в горящий коттедж. Когда у него ничего не получилось, он побежал к пожарникам, позвать их на помощь. В тапочках. По снегу. Двое на целый поселок. Вот это пугает меня гораздо больше, чем неоднозначная подача истории России 10-го века. Быть может для того, чтобы эти люди побросали свои гаджеты и бросились спасать из горящего дома детей им нужно рассказать о том, что Россия была великой до крещения? Или стала таковой после принятия православия? И все сразу изменится? Глупости все это. Не о том спорим. Величие России нужно искать здесь и сейчас. И величие это, прежде всего в величии ее народа. И пока мы снимаем гибель людей на телефоны, вместо того чтобы попробовать их спасти, и поднимаем цены на проезд в такси для тех, кто пытается покинуть место совершения теракта, о величии нам не стоит даже заикаться. И именно это нам нужно понять. Но нам некогда. Вместо этого мы спорим о том, как же жили славяне тысячу лет назад. Спорим до хрипоты в горле. А что это изменит?

Алексей Зотьев

Tags: 28 панфиловцев, Алексей Зотьев, Россия, Русская община, викинг, история, князь Владимир, крещение, народный проект, неофициальное мнение
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments